Объекты социальной работы: история и реальность

Рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов. Этих объектов достаточно много.

Попробуем классифицировав их с учетом приоритетности оснований для этой классификации:

– состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы: это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;

– служба и труд в экстремальных социальных условиях: к этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

– пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации; это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);

– девиантное поведение в его различных формах и видах: к этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

– трудное, неблагополучное положение различных категорий семей: к этой группе населения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

– особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.): на этом основании целесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;

– бродяжничество, бездомность: к этой группе относятся лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

– предродовое и послеродовое состояние: это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

– правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных [7, 24].

Второй важнейшей группой объектов социальной работы являются различные сферы жизнедеятельности людей. В этом случае под социальной работой следует понимать главным образом ее широкое толкование как решение не только повседневных проблем, но и решение, предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и другие проблемы социализации человека, групп, общностей). Сферы жизнедеятельности как объекты социальной работы весьма многообразны. Среди них важнейшими являются:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |