Объект и предмет социологии

При работе с документами не надо забывать, что они представляют собой субъективное отражение действительности, что они составляются всегда с какой-то конкретной целью. При работе с документами необходимо также четко разграничивать в них информацию о событиях и мнения о них. Мнения всегда носят оценочный, субъективный характер и в той или иной мере искажают действительность.

При опросах используются как анкеты, так и различного вида интервью – устные опросы. Число вопросов в анкете, как правило, должно быть ограничено, примерно 10-20. Они могут быть «открытые», когда респондент самостоятельно формулирует ответ, или «закрытые», т. е. имеющие предполагаемые варианты ответов на вопросы. Каждый из видов вопросов имеет свои плюсы и минусы. Ответы на открытые вопросы трудно подвергаются обработке. В случае закрытых вопросов в определенной степени ограничивается свобода респондента. В анкете обязательна «паспортичка», т. е. вопросы о статусных характеристиках респондента.

«Паспортичка» в анкетах необходима для первичной обработки. Предварительная подготовка к обработке собранных анкет включает в себя: проверку на точность, полноту и качество заполнения, исходя из которой производится их отбор для обработки; кодирование информации для обработки на ЭВМ, при этом используются порядковая или позиционная система кодирования. После этого составляются таблицы, матрицы и т. д.

Заключительный этап социологического исследования представляет собой обобщение собранного материала, его интерпретацию. Оно приводит к выводам, которые опровергают или подтверждают рабочие гипотезы, выдвинутые в программе исследования. В результате социологического исследования наряду с новыми теоретическими положениями могут содержаться практические предложения по совершенствованию методики исследования, а также формулируются новые социальные проблемы, т. е. появляется новое «знание о незнании».

Социологическое исследование, будучи взаимосвязанным с социологической теорией, в поисках истины должно исходить из принципов объективности, всесторонности и репрезентативности. Принцип объективности обуславливает достоверность получаемой информации, критический подход к ней. Принцип всесторонности связан с комплексным подходом к изучаемому явлению и позволяет избежать ошибочных суждений, поспешных выводов и непродуманных действий, которые чаще всего оказываются результатом одностороннего подхода. Принцип репрезентативности, представительности, типичности необходим при составлении выборки как в случае проведения опросов, так и при изучении документов и в ходе наблюдения. Единство социологической теории и социологических исследований позволяет углубиться в сущность жизни и поведения человека, а также рационально воздействовать на эти сложные социальные процессы. Таким образом, прослеживается взаимосвязь познавательной и методологической функций науки.

Идеология – совокупность идей и взглядов, в которых отражается и оценивается социальная действительность с точки зрения интересов конкретных социальных слоев общества. Социология и идеология имеют много общего. Во-первых, они имеют один и тот же объект – современное общество – и отражают его в обобщенной форме. Во-вторых, опираются в своем развитии на имеющийся мыслительный материал об обществе. В-третьих, они используют в основном одни и те же понятия. Социология и идеология имеют не только общие черты, но и в определенной мере взаимопереплетаются. Это обусловлено тем, что они являются элементами теоретического уровня общественного сознания. Идеология формирует идеи о социальных ценностях, выдвигает мыслительные конструкции будущего общества, утопии, в рамках которых вырабатываются представления о «всеобщем» идеале. В определенных условиях они могут выступать в качестве гипотез в социологии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |