Социально-педагогические технологии в процессе социальной защиты, социализации и реадаптации безнадзорных детей и детей-сирот

Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии– одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного пути достижения определенной социально-педагогической цели. Технология – это совокупность приемов, применяемая в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты не пришли к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.[6]

Тем не менее, социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит – определить:

- цель своих усилий;

- необходимые условия для ее реализации;

- особенности и возможности ребенка, подростка;

- возможности и особенности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.);

- возможные формы и методы реализации;

- временные возможности для достижения поставленной цели.

Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, работа по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее отработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа с подростком, его семьей, в «открытой» среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и не лишена технологических элементов (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т.п.).

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Например, вариант Л.В. Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов:

- диагностико-прогностический;

- этап выбора (разработки) оптимальной технологии;

- этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

- реализационный;

- экспертно-оценочный.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту:

- сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют;

- помочь ребенку адаптироваться в новой среде;

- помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. На основании этого может быть сделано социально-педагогическое заключение.

Особенностью деятельности социального педагога является то, что дети не всегда могут сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противоречия с родителями, неисполнение родителями родительских обязанностей, социальное неблагополучие родителей, противоречия с учителями и пр.). Поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и поставить диагноз.

В качестве примера можно привести технологизированную работу по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. В его основе – разработка положения (прил. 3) и организация совета по профилактике указанных нарушений.

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |