Образование в поликультурном обществе

Во-вторых, Россия была и остается многонациональным государством, поликультурное пространство образования которого как динамичная система равновеликих культурных полей взаимовлияний и взаимодействий субъектов образования - носителей определенного культурного и субкультурного опыта является объективной реальностью. Синтез ценностей разных народов, этносов, культур, цивилизаций, религий в настоящее время осуществляется в основном с помощью современных средств массовых коммуникаций, массовой культуры, продуктов массового производства и масс-медиа. Культурное самоопределение индивида в таком обществе представляет собой процесс создания и реализации системы собственных представлений о культурном пространстве, о своем месте в нем. Реализация такой задачи требует поликультурного образования, основной целью которого становится сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе. Данная проблема является особенно актуальной для полиэтничного региона Северного Кавказа.

Хотелось бы сформулировать свою позицию по поводу введения обязательного религиозного воспитания в современную систему образования. Следует отметить, что обращение к религии закономерно усиливается в кризисные периоды развития социума. 53% респондентов из различных социальных групп Ставропольского края считают себя верующими; 35%- колеблющимися; 10% - неверующими. Однако анализ ответов на вопрос “В чем проявляется Ваша вера?” не показал различий между верующими и колеблющимися: 65% выбрали альтернативу ответа “моя вера остается внутренним делом и посторонним не видна”; 13% - “ меня интересует религия как философская система”; 7% -”в устойчивом интересе к религии и церкви”, 6% - “верю в бога, регулярно посещаю церковь, исполняю все обряды и предписания”.

Представляется, что введение курсов православия, ислама и других религий в качестве самостоятельных в условиях полиэтничного и поликонфессионального социума не может способствовать интеграции общества, а наоборот, несет в себе вероятность дестабилизации. Такой курс нужен, но только в культурологическом аспекте. Анализ различных религий как философско-нравственных систем будет воспитывать толерантность и уважение к чужой культуре и служить целям интеграции общества.

Организационно-методический аспект

образования в поликультурном обществе связан с выбором оптимальных моделей образовательного процесса, методик и технологий образовательной деятельности, которые позволили бы реально включать учеников и студен6тов в поликультурное образовательное пространство. В этом случае образование позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для успешной адаптации и самореализации в современном мире, станет рычагом социокультурных преобразований, будет способствовать утверждению действительно современных взглядов на процессы, протекающие в обществе. Решение проблем социальной адаптации станет возможным, если вуз вооружит выпускников общей, интегральной методологией профессиональной деятельности и социальной мобильности. На смену структурным и функциональным моделям системного представления о социокультурной жизни и ее динамике приходит плюрализм исходных принципов организации опыта, отсутствие универсальной системы соотнесения истинности или ложности высказывания, множественность возможных эквивалентных интерпретаций одного и того же события.

Модель интегрированного образования, столь необходимого в поликультурном обществе, разрабатывается в рамках Болонского процесса. Приведение в соответствие с европейскими требованиями программ и форм обучения, академическая мобильность преподавателей и студентов, взаимное признание дипломов всех стран, присоединившихся к Болонской Декларации, потенциально способствует формированию более мобильного, конкурентоспособного, толерантного и мультикультурного типа личности; что позволит выпускникам российских вузов найти лучшую работу, как в стране, так и за рубежом; обеспечит необходимый «человеческий потенциал» для дальнейшего эффективного развития всего общества. Однако, следует учитывать, что слепое копирование западных моде­лей образования, ориентированных на развитие человеческой субъек­тивности или передачу максимального объема знаний и освоение техно­логий, в России неизбежно повлечет кризис социально-культурной и лич­ностной самоидентичности, ибо инструментальная природа этих моделей не учитывает духовно-нравственной составляющей образовательного процесса, выхолащивая тем самым подлинную сущность данного соци­ального института, его основные преимущества: фундаментальность, связь с наукой и практикой, воспитательный потенциал.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |