Образование в век информатики

Второй подход к выходу из того кризиса, в котором находится современная система образования, можно назвать гуманистическим. Он усматривает причины и содержание кризиса в дегуманизации образования, в превращении его в инструментальную категорию индустриальных и рыночных отношений. С точки зрения этой концепции образование под давлением индустриального технократизма и рыночного утилитаризма теряет гуманистический смысл и превращается в утилитарное научение узкому спектру профессиональных знаний и умений.

Видимо, обе эти концепции через свое видение реальности схватывает отдельные черты, тенденции кризиса образования и определяемую им содержание революции образования. Действительно, революции образования включает в качестве важнейших компонентов гуманизацию и компьютеризацию образования.

Сейчас в передовых отраслях науки и техники ведутся работы по созданию искусственного интеллекта. Но можно ли вести речь об искусственном интеллекте, не зная, что такое естественный интеллект? Между тем, специалисты, работающие в области информатики часто не могут дать достаточно грамотный ответ на этот вопрос. Между тем, такой ответ дает гуманитарное знание, понимая под естественным интеллектом то, что еще Платон называл «нусом» - способностью человеческого сознания к рациональному мышлению. Не понимание того, что такое естественный интеллект приводит к разнобою в понимании сущности искусственного интеллекта, сходства и различия между естественным и искусственным интеллектами.

Технология информационного общества не только предъявляет к процессу образования определенные требования, но и оснащает этот процесс современными информационными средствами, способными обеспечить не только прямую, но и обратную связь между преподавателем и обучающимся. Роль компьютеров в образовании настолько велика, что раздаются голоса о том, что не в таком уж отдаленном будущем электронные машины могут полностью заменить педагогов и выполнять функции последних дешевле, надежнее и эффективнее. Противоположные взгляды заключаются в отрицательном отношении к применению компьютеров в обучении, утверждая, что компьютеры формализуют знания, лишают живому эмоциональному контакту преподавателя с обучающимся. Первые утверждения явно отдают чрезмерным преувеличением возможностей компьютера и недооценкой значения непосредственного общения между преподавателем и учеником, в ходе которого происходит не только усвоение знаний, но и воспитание определенных нравственных норм и правил поведения. Что касается второй точки зрения, то она выражает скепсис к возможностям обучения с помощью компьютеров, считая, что скрупулезная точность машин убивает инициативу учащихся, воспитывает в них бездушный формализм, а учителя превращает в простого нажимателя кнопок. К этому добавляют, что компьютеризация образования вызовет её стандартизацию и безработицу среди педагогов. Подобная точка зрения выражает мнение консерватизма профессиональных учителей и не является новой, ибо нововведения в области образования всегда встречали сопротивление, порой даже просвещенных людей.

В действительности, компьютер выполняет лишь формальную (вернее формализованную) сторону обучения и дает возможность преподавателю переключиться на не неформальную, творческую, психологическую сторону учебного процесса. Роль учителя не уменьшается, а возрастает, так как он теперь превращается из ретранслятора знаний в соучастника усвоения и понимания знаний обучающимся. Даже в будущем машина никогда не может полностью заменить учителя, который выполняет функцию не только обучения, но и воспитания, которое не поддается формализации и требует личного контакта. Но компьютер освобождает учителя от массы нетворческой однообразной работы и высвобождает время для творческой педагогической деятельности, увеличивая его эффективность. Таким образом, отвергая мнение об обучающих информационных средствах, как универсальных средствах решения всех педагогических проблем, можно утверждать, что внедрение этих средств в процесс образования оказывает огромное воздействие на те качественные изменения, которым подвержена современная система образования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |