Основное содержание диссертации

Однако целостное исследование идентичности должно также включать создание наиболее конструктивных интерпретаций проблемы. Так, рационалистическая интерпретация, на основе исторического подхода, объективирующего предпосылки становления идентичности, всегда связана с конкретным политическим контекстом и означает анализ процессов социальной регуляции и формирования политически ориентированного идентификационного поля; экзистенциальная интерпретация, основанная на суждении о идентичности как норме экзистенциального выбора индивида, рассматривает становление идентичности в качестве процесса возвращения экзистенции к собственной изначальности и ее действительной реализации посредством утверждения возможности отношения к бытию; структурная интерпретация, в концепции подразумевающая со-установление компонентов и уровней идентичности на основе механизма «синтагматической инсталляции», создает направленное отображение идентичности, выходящее за пределы субъект-объектных отношений.

Концепция кризиса идентичности отражает процесс актуализации наций и предоставляет возможность методологически обоснованного определения проблематичности сохранения целостности нации, ее субъективности. Перспектива преодоления основной методологической проблемы, составляющей кризис идентичности, связывается с изучением социальных интерпретаций – когнитивных систем, обладающих собственной логикой и языком, трансформированных в факт обыденной жизни и конституирующих социальность индивида, следовательно соответствующих предложенной идее социопроектирования и социального структурирования; локального социального пространства.

Социальные интерпретации дают возможность представить, как происходит «осознание бытия» идентичности, определить, что идентичность выступает как социальность собственно бытия, составная часть социальной реальности, инструмент ее конструирования, исходное подтверждение тому, чтобы быть собой, которое осознано.

Социальная идентичность в современной социальной теории рассматривается как характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе. Таким образом, все личностные дескрипторы непосредственно соотносятся с идентичностью или подразумевают ее. В этом случае каждый человек становится обладателем нескольких идентичностей. Исходя из этого проблема идентичности исследовалась в данной работе в направлении выяснения ее фундаментальности в структуре социальных отношений индивида, а также определения соотношения с индивидуальной идентичностью и самосознанием.

Идентичность, с одной стороны, структурно включена в национальное самосознание как некая социологизированная форма, выявляющая социальную значимость существования индивида, его поведения, самобытного развития, с другой стороны, выходит за рамки гносеологического статуса национального самосознания, поскольку идентичность как отражение динамики реконструкции субъективности индивида и нации выступает не только субъективным переживанием собственной индивидуальности индивидом, но и объективно определяется как размещение в определенном социальном пространстве, значит может быть усвоена лишь наряду с этим пространством, что акцентирует бытийно-конституирующий смысл роли идентичности в современном существовании наций как общностей индивидов.

В заключении

диссертационного исследования содержатся следующие выводы:

· идентичность предстает как совокупность определенных ролей, в той или иной степени свободный выбор из нескольких социальных идентичностей; в результате проблематичной становится сама идентичность, которую еще нужно идентифицировать со множеством вариативных идентичностей, чтобы она могла самоотождествиться с множеством вариативных идентичностей.

· обнаружение идентичности возможно не только в пределах сознания, но и в рамках поиска «истинного Я», идентичность которого ускользает от схватывания, избегает обнаружения, скрывается как от других, так и от самой себя.

· идентичность понимается как комплексный, интегрированный набор возможных форм мыслительной, физической, социальной деятельности, которые индивид усваивает в процессе освоения одной из ролевых моделей, следовательно, идентичность никогда не «отражает» реальность, а сконструирована для ее оформления и существует лишь постольку, поскольку ее формирует некоторый дискурс, который не только является средством для определения, но и отражает на себе результаты этого процесса, соотносится с различными дискурсами (и характерными для них идентичностями).

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |