Основные направления реализации демографической политики в Чувашской Республике

Перспективы решения демографических проблем в Российской Федерации

Россия сохранила в действии основные правовые нормы и направления демографической политики, унаследованной от СССР, а также многие меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства.

Переход к рыночной экономике, формирование новых подходов к проведению социальной политики потребовали существенной переоценки сложившейся системы взглядов на роль и место общегосударственной демографической политики, политики в области семьи, социальной защиты материнства и детства. Речь шла как о принципах разработки, так и о вопросах реализации, ресурсного обеспечения и регионализации с учетом особенностей демографического, экономического и социально-культурного развития регионов России.

В условиях переходной экономики стала проводиться политика социальной защиты семей с детьми, была введена единая система семейных пособий, призванная смягчить влияние переживаемого Россией кризиса на уровень жизни семей с детьми, противостоять дальнейшему падению рождаемости. Стратегия демографической политики должна учитывать весь спектр экономических программ, обеспечивая максимально щадящий, благоприятный переход к рыночной экономике.

В настоящее время государство отказалось от прежней системы социальных пособий и перешло к политике, сориентированной лишь на поддержку малообеспеченных слоев общества.

В целом государственные меры семейной политики, выражающиеся в экономической поддержке семьи, были недостаточно эффективны и ограничивались:

- пособиями по беременности и родам;

- единовременным пособием женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременным пособием при рождении ребенка;

- ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

- единовременным ежемесячным пособием на ребенка до 16 лет.

На сегодня пособия на детей выдаются в соответствии со следующими государственными решениями:

• Постановлением Правительства РФ № 883 от 4.09.1995 г. утверждено «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»;

• Федеральными законами, принятыми в 2001 г. (№ 66-ФЗ «О внесении изменений в часть первой ст. 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и № 67-фЗ «О внесении изменения и дополнений в ст. 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), закреплена как норма постоянного действия граница среднедушевых доходов для предоставления ежемесячного пособия на ребенка (на уровне 100% регионального прожиточного минимума, установленного в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном

минимуме в Российской Федерации»). Семьям выплачивалось ежемесячное пособие на каждого ребенка, до 16 лет - 70 руб., а также ежемесячное пособие матерям в размере двукратной минимальной зарплаты на период отпуска по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет. С 1 января 2002 г. были повышены размеры пособий по беременности и родам; единовременные пособия при рождении ребенка и ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Новая система пособий, введенная Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. (с последующими изменениями) включала:

§ пособие по беременности и родам (в размере среднего заработка по месту работы, выплачивается за период 70 дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110) дней после родов. При этом отпуск исчисляется суммарно, и пособие предоставляется полностью, независимо от числа дней, проведенных в дородовом отпуске;

§ единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, т.е. до 12 недель (50% минимального размера оплаты труда, позднее - 100%);

§ единовременное пособие при рождении ребенка (10 минимумов оплаты труда, позднее - 15);

§ ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в размере минимальной оплаты труда, позднее – 200 %);

§ ежемесячное пособие на детей (70% минимального размера оплаты труда), увеличенные пособия для одиноких матерей и некоторых других категорий семей.

Как свидетельствуют демографические прогнозы, иждивенческая нагрузка на общество возрастает, но особенной остроты эта проблема достигнет во втором десятилетии будущего века. Сегодня в стране нет поднятой на должный государственный уровень комплексной демографической политики. Разработка государственной демографической политики должна опираться на научный анализ тенденций и перспектив развития семьи. Это должно обеспечить приведение принципов демографической и семейной политики в полное соответствие с реальными жизненными требованиями.

Общество развивается, проходя через экономические и социальные революции, переживая демографические взрывы и спады, но ценность семьи не подвергается сомнению никем. Как одна из важнейших социальных ценностей, семья должна быть объектом внимания государства; необходимо выработать правильный подход к формированию демографической политики. Признавая социальную значимость семьи, не надо забывать, что люди, участвующие в общественном производстве, это не только работники, но и граждане с семейными обязанностями.

Нынешняя российская семья нуждается в услугах государства. На сегодня несколько категорий семей нуждаются в особых льготах и услугах государства. Это многодетные семьи; семьи с одним кормильцем (в большинстве случаев это одинокие матери); семьи с детьми-инвалидами; супруги, взявшие детей под опеку; студенческие пары с детьми; семьи беженцев и вынужденных переселенцев, и семьи безработных с детьми.

Вопросы семейной политики нашли свое отражение также в нормативных документах, регламентирующих социальную политику в отношении детей и женщин.

Появились новые моменты в политике, направленной на поддержку семьи.

Правительством Российской Федерации была разработана федеральная программа «Дети России», которой Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 придан статус президентской программы. Во исполнение этого указа определялись дополнительные мероприятия на 1996— 1997 гг. и последующие 3 года по утвержденным ранее программам, а также разработаны новые федеральные целевые программы. В состав президентской программы «Дети России» вошли федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» и «Безопасное материнство».

Реализация президентской программы «Дети России» позволит добиться улучшения охраны здоровья детей, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшения социально-экономического положения детей, сохранения и развития системы детского отдыха и оздоровления, обеспечения детей раннего возраста полноценным питанием.

Принято постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 28 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995— 1997 гг.», где подчеркнута важность защиты семьи, как естественной среды жизнеобеспечения детей.

В «Российской газете» от 21 мая 1996 г. появился Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» (Указ 712 от 14 мая 1996 г.), где говорится: «В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем... Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи».

Среди основных принципов государственной семейной политики отмечаются «...дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента... Расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов... Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей».

«Государственная семейная политика, — подчеркивается в Указе, — может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений». С 1995 по 2000 г. размеры пособий устанавливались в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), что по идее должно было компенсировать рост цен (инфляцию). На деле же индексация пособий отставала от инфляции, что привело к сильному реальному обесценению всех основных пособий на детей.

Другие аспекты социальной политики также, прямо или косвенно, влияют на условия воспроизводства населения. Так, государством финансируются программы в области охраны материнства и детства, занятости, социального обеспечения, поддержки беженцев и вынужденных переселенцев. Разработан и принят к реализации «Национальный план действий в интересах детей» (1995). Утверждены «Основные направления государственной семейной политики» (1996 г.).

В сентябре 2001 г. распоряжением Правительства Российской Федерации на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» была одобрена разработанная «Концепция демографического развития России на период до 2015 года» (Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г.). представляющая собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов. В ней впервые в качестве целей демографического развития на ближайшую перспективу поставлены: стабилизация численности населения России и создание предпосылок для роста населения, а также основные направления и приоритеты политики в области рождаемости и укрепления семьи, в области снижения смертности и повышения продолжительности жизни, в области миграции. Были разработаны конкретные планы мероприятий и программы по реализации этой концепции, в частности меры по стимулированию рождаемости (пособия, налоговые льготы, жилищные субсидии молодым семьям и т. п.).

В Концепции демографического развития России главной целью определяется стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Анализируя Концепцию демографического развития России отметим наиболее прогрессивные моменты. Концепция предполагает развитие по трем направлениям:

§ укрепление здоровья и увеличения продолжительности жизни;

§ стимулирование рождаемости и укрепления семьи;

§ демографическое развитие в области миграции и расселения.

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:

- укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и oтравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;

- улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

- сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Для эффективной профилактической работы предлагается объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации.

Особое внимание в Концепции уделяется снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия. Достичь этого предлагается путем контроля качества алкогольной продукции, ценовой политики, ориентирующей население на ограничение потребления алкоголя, а также изменения правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием.

В целях улучшения психического здоровья населения предполагается принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников.

В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматривается совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ.

Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, предлагается дальнейшее развитие и укрепление федеральных медицинских учреждений, областных, краевых и республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных, районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи.

В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения предлагается повысить роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарно-размещающие технологии, а также провести структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.

Органам управления здравоохранением и органы социальной защиты населения ставится задача реализации комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.

Для снижения количества осложнений и смертности от злокачественных новообразований особая роль уделяется реализации региональных программ профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний.

Особое внимание заслуживают соответствующие программы обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи в Концепции определены следующие приоритеты:

§ формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

§ повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

§ создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;

§ обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;

§ повышение воспитательного потенциала семьи;

§ разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Для обеспечения условий для улучшения материального положения семей предполагается разработка и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.

В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.

В области миграции и расселения определены основное внимание уделяется следующим направлениям:

§ привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств — участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;

§ создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;

§ проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;

§ совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.

Необходимо также обеспечить сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, в том числе путем привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе, создания условий для возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, являющихся высококвалифицированными специалистами.

В целях регулирования внутренней миграции предполагается разработка мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации.

Основные направления реализации демографической политики в России

Мы видим, что разработанная Концепция демографического развития Российской Федерации предполагает разноплановые направления. В соответствии с Концепцией, а также с предложенными мерами, которые Президент В.В. Путин озвучил в ходе обращения к федеральному Собранию в мае 2006 года была разработана и принята к реализации Национальная программа демографического развития России. В ходе ее первого этапа, включающего 2006-2010 годы, предлагаются конкретные мероприятия, большинство из которых уже утверждены в Государственной Думе и исполняются на практике уже сегодня. Они соответствуют предложениям Концепции демографического развития и подразделяются по трем направлениям. Рассмотрим наиболее существенные мероприятия, реализуемые в ходе внедрения программы:

По ходу реализации приоритетного направления «Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства» гарантируется государственная помощь семьям, имеющим детей, в решении жилищных проблем. Закрепляются правовые и финансовые механизмы, обеспечивающие в случае рождения ребенка молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, погашение за счет государства части долга по ипотечному кредиту или части долга по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку. Государство компенсирует процентную ставку по основному кредиту (ссуде) в размере половины средней по субъекту Российской Федерации ставки по ипотечному кредиту.

Вводятся правовые и финансовые гарантии решения жилищных проблем семей, имеющих четырех и более детей и нуждающихся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления в собственность нового жилья за счет бюджета субъекта Российской Федерации с зачетом стоимости старого жилья.

Молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, компенсируются суммы первоначального взноса по ипотечному кредиту или по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку.

Вводятся правовые и финансовые механизмы предоставления банками целевых кредитов на улучшение жилищных условий семьям при рождении четвертого и последующих детей с погашением процентов по кредитам за счет государства.

Изменяются критерии отнесения семей к категории «молодая семья» (до возраста 35 лет).

Вводятся правовые и финансовые механизмы предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма, с сохранением права на получение безвозмездной субсидии или займа, выделяемых за счет государственного или муниципального бюджета на строительство или приобретение жилья.

Изменяется размер налогового вычета (по налогу на доходы физических лиц) для налогоплательщиков, на обеспечение которых находятся дети, в том числе для опекунов, попечителей и приемных родителей.

Совершенствуются системы государственных семейных пособий путем увеличения:

- минимального размера оплаты пособия по беременности и родам до уровня прожиточного минимума, установленного в данном регионе, независимо от стажа работы перед уходом в отпуск, пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, до 1000 рублей;

- единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка до:

- размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Продлевается период оплаты отпуска по уходу за ребенком с 1,5 до 2 лет.

Устанавливается минимальный размер ежемесячного пособия на детей в семьях, имеющих ежемесячный доход ниже двух средних прожиточных минимумов на каждого члена семьи, а также размер единовременного пособия при поступлении ребенка в школу.

Матерям в связи с рождением второго и каждого последующего ребенка предоставляется «базовый материнский капитал» в сумме 250000 руб. для: приобретения жилья (улучшения жилищных условий) с использованием ипотечного или иных видов кредитования, оплаты получения детьми общего или высшего профессионального образования, оплаты лечения детей, вложения в накопительную часть пенсии матери.

Совершенствуются иные меры поддержки семей с двумя и более детьми путем представления семьям с детьми компенсаций затрат на приобретение семейных путевок один раз в год совместного отдыха, снижения предельного уровня доли оплаты ЖКХ в совокупном доходе семьи для получения жилищной субсидии. Кроме того, вводятся меры налогового стимулирования работодателей при ими выплате единовременных пособий работникам организации (не совместителям) по рождению ребенка через уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль.

Реализуются меры по формированию в обществе нравственных, в том числе семейных, ценностей, установки на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми.

Реализуются законодательные и организационные меры по защите несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, по пропаганде нравственных и семейных ценностей, формированию установок на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми.

В федеральном законодательстве устанавливается обязательный норматив объема социальной рекламы в размере 10% от общего количества рекламного времени на телевидении (демонстрация социальной рекламы по антиалкогольной и антинаркотической тематике, пропаганде здорового образа жизни и духовно-нравственных ценностей народов России).

В педагогических высших учебных заведениях внедряются учебные курсы, направленные на ознакомление учащихся с нравственными и семейными ценностями

Вводится система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров специалистов по работе с детьми по учебным курсам, ориентированным на воспитание традиционных нравственных норм и норм семейных отношений.

В целях формирования у несовершеннолетних нравственных и семейных ценностей, представлений о социальной привлекательности многодетной семьи, создания позитивной мотивации к рождению детей, ответственному отцовству и материнству разработаны дополнительные учебные пособия для общеобразовательных школ по образовательной области «Обществознание», интегрирование в курсы истории, граждановедения отдельных тем. Соответствующие элементы включаются в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов по гуманитарным дисциплинам.

Устанавливается запрет использования иностранных образовательных программ и учебных пособий по духовно-нравственному и половому воспитанию в государственных и муниципальных образовательных, медицинских и социальных учреждениях Российской Федерации, а также запрет на осуществление на территории Российской Федерации целенаправленной деятельности по снижению рождаемости и сокращению численности населения.

В стране реализуется комплекс мер, направленных на снижение числа абортов в России. Для этого проводится детализация и упорядочение регламентации порядка производства искусственного прерывания беременности и проведения медицинской стерилизации, ужесточение ответственности за незаконное занятие этими видами деятельности. Медицинские работники получают права отказаться от участия в производстве искусственного прерывания беременности и медицинской стерилизации.

Устанавливается запрет использования зародыша человека и его органов и тканей в косметических, фармацевтических или лечебных целях, а также запрет рекламы лекарственных средств контрацептивного действия, вызывающих искусственное прерывание беременности.

Вводится нанесение обязательной маркировки на упаковке лекарственных средств контрацептивного действия, вызывающих искусственное прерывание беременности, с предупреждением об их возможных негативных последствиях для здоровья и ограничения на рекламу производства искусственного прерывания беременности.

Семьям, имеющим детей увеличивается доступность образования путем развития сети дошкольных образовательных учреждений, повышение доступности и совершенствование регулирования тарифов оплаты их услуг, установления максимального предела оплаты услуг государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений для семей, имеющих двух и более детей. Родителям компенсируется часть расходов на оплату услуг государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Для детей из семей с тремя и более детьми устанавливаются льготы при поступлении в учреждения среднего профессионального образования, аналогичные установленным для детей-инвалидов и детей-сирот, а также предоставляются «сертификаты на образование» для оплаты получения образования в государственных и муниципальных учреждениях высшего профессионального образования на конкурсной основе.

Работники, на иждивении которых находятся дети, обеспечиваются возможностью сочетания выполнения трудовых обязанностей, связанных с воспитанием детей.

В программе значительное внимание уделяется воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

Для этого устанавливается единовременное пособие при усыновлении (удочерении) супругами-гражданами Российской Федерации ребенка в возрасте старше трех месяцев, взятии ими ребенка под опеку (попечительство) или в приемную семью в размере 8 000 руб., а также минимальный размер денежных средств, ежемесячно выплачиваемых приемной семье супругов-граждан Российской Федерации или опекуну (попечителю) на содержание каждого принятого на воспитание ребенка, в сумме 4000 руб. Кроме того, устанавливается минимальный размер ежемесячной заработной платы, выплачиваемой родителям-воспитателям детских домов семейного типа, патронатным воспитателям для работы по социальному патронату, в сумме 2500 руб. в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью или помещенного на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей и за злостное уклонение от воспитания своих несовершеннолетних детей родителей или иных лиц, на которых возложены эти обязанности усиливаются меры ответственности и совершенствование механизмов привлечения к ответственности.

Немаловажное значение придается повышению здоровья и увеличения продолжительности жизни. На это нацелены мероприятия приоритетного направления «Улучшение здоровья населения и снижение смертности». Особая роль здесь принадлежит мероприятиям, направленным на охрану здоровья детей и молодежи. Для этого реализуются меры по профилактике детского травматизма, укреплению репродуктивного здоровья населения. Повышается ответственность государственных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений за обеспечение охраны здоровья несовершеннолетних учащихся. Для доступа женщинам к качественному обслуживанию в период беременности повышается размер родовых сертификатов.

Реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня смертности населения, в том числе от травм и отравлений.

Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни населения. Они включают в себя:

развитие системы объектов физической культуры и спорта, игровых и спортивных площадок в шаговой доступности от места жительства.

§ Обеспечение доступности спортивных и оздоровительных сооружений для групп населения с низкими доходами.

§ Реализация мер по пропаганде здорового образа жизни, физкультуры и спорта.

§ Разработка и реализация системы мер по профилактике и противодействию злоупотреблению алкоголем.

§ Создание системы медицинской помощи и социальной реабилитации лиц, имеющих алкогольную зависимость, а также членов их семей.

§ Совершенствование механизмов регулирования цен на алкогольную продукцию, предусматривающее снижение ее доступности.

§ Ужесточение государственного контроля за производством алкогольных напитков и спиртосодержащих жидкостей и введение ограничений по продаже алкогольных напитков

§ Разработка и реализация мер по профилактике табакокурения.

§ Изменение акцизной политики, повышение акцизов на табачные изделия.

§ Установление ограничений на содержание смол и никотина в табачных изделиях.

§ Установление запрета на рекламу табачных изделий.

§ Введение дополнительных законодательных ограничений мест, в которых допускается продажа табачных изделий.

§ Разработка и реализация мер по пропаганде отказа от табакокурения, в том числе с использованием социальной рекламы в средствах массовой информации.

§ Усиление мер административной ответственности за употребление алкогольных напитков и курение в местах, где это запрещено.

§ Поддержка инициатив некоммерческих организаций, направленных на формирование здорового образа жизни.

Кроме

упомянутых мероприятийпомянутых мероприятий по повышению здоровья населения способствуют мероприятия по снижению травматизма на дорогах и обеспечение безопасности дорожного движения, по повышению качества питания в Российской Федерации, по улучшению безопасных условий и совершенствованию охраны труда.

Так как после распада СССР за пределами своей исторической Родины остались миллионы людей, для которых русский язык является родным в России проводится активная политика по привлечению их в нашу страну. Эти мероприятия реализуются в рамках приоритетного направления «Совершенствование миграционной политики Российской Федерации и стимулирование иммиграции соотечественников в Российскую Федерацию».

Для этого упрощен режим приема в гражданство Российской Федерации иммигрантов – русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР – представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, кроме того им гарантирована государственная поддержка в виде пособий на переезд в Российскую Федерацию с целью обустройства на постоянное место жительства и приобретения гражданства Российской Федерации, облегченной и ускоренной процедуры государственного признания эквивалентности дипломов об образовании, а также содействия профессиональной переподготовке и повышению квалификации.

В интересах экономики Российской Федерации совершенствуется система привлечения иностранных трудовых мигрантов путем внедрения критериев оценки потребностей экономики страны в иностранной рабочей силе по регионам и отраслям, совершенствования порядка и процедур оформления иностранных трудовых мигрантов для работодателей др.

Так как в нашей стране количество нелегальных мигрантов неуклонно растет реализуются меры по повышению эффективности деятельности по пресечению незаконной иммиграции на территории Российской Федерации путем проведения легализации части нелегальных мигрантов, в профессиональных навыках и ресурсах которых заинтересована Российская Федерация, расселения иммигрантов пропорционально численности коренного населения и в зависимости от экономических интересов страны. Кроме того, за незаконное нахождение на территории Российской Федерации, а также за незаконное использование иностранной рабочей силы усиливаются меры административной и уголовной ответственности.

Учитывая тот факт что заселенность многих восточных районов крайне слаба и отток населения из них не уменьшается реализуются меры по регулированию внутренней миграции путем реализации системы мер по оптимизации заселенности территории России с точки зрения обеспечения территориально-стратегической и экономической безопасности и стимулирования притока русскоязычного населения в приграничные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Не остается без внимания и программа сокращения эмиграционного оттока из страны. На это расчитан и комплекс мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного вывоза женщин (содействия выезду, торговли женщинами) в зарубежные страны с целью занятия проституцией.

Давно уже назрел вопрос о создании профильного федерального органа исполнительной власти в области демографии и защиты семьи. В ходе реализации Программы он запланирован – Федеральное агентство по демографической и семейной политике при Правительстве Российской Федерации. Также в целях более качественного управления демографической политикой планируется создание в аппаратах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах структурных подразделений, курирующих вопросы демографической ситуации в округе и реализации государственной демографической и семейной политики., а также создание Государственной комиссии по демографической и семейной политике под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. Для более широкого привлечения общественности в решении современных проблем страны планируется создание Совета государственной демографической и семейной политике при Президенте Российской Федерации и учреждение и проведение ежегодного государственно-общественного Общероссийского форума по семейным и демографическим проблемам.

Также для более точного анализа сложившейся демографической ситуации в стране и анализа эффективности реализуемых мер планируется создание государственного научно-исследовательского института по демографии и семейной политике при Федеральном агентстве по демографической и семейной политике. Здесь несомненную помощь окажут:

- разработка и реализация мер по улучшению статистического учета населения и обеспечению мониторинга и изучения демографической ситуации в Российской Федерации;

- организационно-структурное совершенствование системы мониторинга демографической ситуации в Российской Федерации;

- совершенствование системы и показателей государственной статистики в области демографии;

- разработка порядка проведения демографической экспертизы при разработке проектов федеральных законов и постановлений Правительства.

Реализация всех упомянутых выше мероприятий, несомненно, должна привести к улучшению демографической ситуации в стране. Пусть не в ближайшее время, так как демографические процессы достаточно инерционны, но в будущем, конечно, они помогут стране преодолеть затянувшийся демографический кризис в нашей стране.

Основные пути решения демографических проблем в Чувашской Республике

Все рассмотренные ранее мероприятия по улучшению демографической ситуации реализуются и на территории Чувашской Республики. Но у нас, кроме этого, не первый год реализуются республиканские программы, способствующие улучшению демографической ситуации в Чувашии. Примером этому могут служит ежегодные программы, такие как «Год семьи» направленная на укрепления института семьи, «Год молодежи и здорового образа жизни», способствующая укреплению здоровья населения, особенно молодежи, и, соответственно, росту продолжительности жизни населения, «Год духовного просвещения», целями которого являлось повышение духовного образования населения, а ведь низкий духовный уровень населения многие ученые-демографы называют одной из причин снижения численности населения в стране. Кроме того, это позволяет объединять усилия органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, институтов гражданского общества и добиваться значительных результатов в реализации поставленных задач.

В своем Послании Государственному Совету ЧР 2007 года, которое Н.В. Федоров назвал «Дорожить временем, служить людям» основной акцент в решении острой демографической ситуации делается не на повышении рождаемости, а на укреплении здоровья ныне живущего населения, доказательством чего служат его слова: «Главная и фундаментальная проблема нашей российской цивилизации - не столько проблема дефицита рождаемости и ее материальное стимулирование, а сколько проблема спасения душ уже родившихся и живущих, их здоровья - духовного и физического. Вот что первично для нас».

Подтверждением этого служит тот факт, что2007 год объявлен в Чувашии «Годом ребенка» в соответствии с Указом Президента от 20 декабря 2006 года Главными целями данной программы является создание благоприятных условий для становления и гармоничного развития личности ребенка, обеспечения государственной поддержки и защиты детства, проведения планомерной демографической политики. При реализации данной программы в первоочередном порядке будут осуществляться мероприятия, связанные с созданием социально-экономических условий для повышения рождаемости, духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и физического развития детей, в том числе и благотворительные акции, направленные на оказание поддержки и помощи детям, способствующие воспитанию доброты и милосердия. Данная программа органично дополняет разработанную ранее и реализуемую сегодня республиканскую целевую программу «Дети Чувашии» на 2007-2010 годы, которая была разработана в соответствии с посланием Президента Российской Федерации В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год, Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2006 г. № 23 «О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2006 года «Думать по-новому, работать творчески». Программа включает в себя 2 подпрограммы – «Здоровое поколение» и «Дети и семья». Подпрограмма «Дети и семья» будет осуществляться по 3 направлениям - «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Семья с детьми-инвалидами».

Доказано, что здоровье человека на 50% определяет образ жизни. Чем выше образование, тем ниже риск смерти. В связи с этим еще раз обратимся к Посланию Н.В. Федорова: «проблемы здоровья нации, равно как и все проблемы народа, и накапливаются и решаются, прежде всего, не в учреждениях здравоохранения, а в учреждениях и системе образования, просвещения и воспитания»

. За последние годы в республике построены 140 новых школ, открыты 137 ресурсных центров. Особое внимание уделяется системе дошкольного воспитания детей. За 10 лет процент охвата такой формой образования у нас вырос с 53 до 68 (по России – c 54 до 61) процентов.

Кроме того, в Чувашии налажена системная работа по вовлечению детей и подростков в спортивные занятия, большой процент детей охвачен различными формами организованного досуга. Результаты этого уже сказываются. За последние пять лет число наркоманов снизилось на 95 процентов, уменьшилось общее количество несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ, число злоупотребляющих наркотическими средствами без признаков зависимости снизилось на 90 процентов, число злоупотребляющих токсическими веществами – на 19 процентов, больных токсикоманией – почти на 34 процента.

Целью Программы является создание благоприятных условий для жизнедеятельности и всестороннего развития детей, обеспечения их прав и законных интересов, социальной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, в рамках этой программы 2007 год в Чувашии объявлен Годом ребенка. Реализация Программы позволит:

· усилить профилактическую и лечебно-диагностическую направленности служб родовспоможения и детства;

· сохранить и укрепить здоровье матери и ребенка;

· увеличить: удельный вес детей 1 группы здоровья; детей-инвалидов, охваченных реабилитационными услугами в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями; детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних; процент охвата несовершеннолетних, состоящих на учете в органах милиции, занятиями физкультурно-спортивной направленности; количество несовершеннолетних, трудоустроенных в свободное от учебы время; долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи.

· снизить коэффициент показателей младенческой и материнской смертности; долю преступлений, совершенных несовершеннолетними, количество осложнений родов и послеродового периода; количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, путем развития семейных форм устройства указанных категорий детей.

Факты и окружающая нас действительность не располагают к необоснованному оптимизму. Но повод для надежды есть, и он весьма основателен. Уже то, что решению демографических проблем придается значительное внимание на всех уровнях власти, разработаны долгосрочные программы по решению проблемы, выделены значительные финансовые средства. Сравнительный анализ демографических показателей в республике позволяет сделать выводы, что выбранные пути уже дают результат

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

На территории Чувашской Республики на 1 января 2006 г. проживало 284736 детей, или 21,9 процента от общей численности всего населения, в том числе: 75346 детей в многодетных и неполных семьях, 5299 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 5656 детей-инвалидов. В 2005 году по сравнению с 2001 годом рождаемость (в расчете на 1000 жителей) возросла с 8,7 до 10,2, или на 17,2 процента. Показатель естественного прироста населения составил минус 5,5 против минус 6,6 в 2001 году.

В 2005 году показатель младенческой смертности составил 7,8 на 1000 родившихся живыми против 9,5 в 2004 году. По данным показателям Чувашия является наиболее благополучным субъектом не только Приволжского федерального округа (10,5), но и Российской Федерации (11,0) в целом. Показатель младенческой смертности в динамике в 2000-2005 годах снизился на 45,8 процента, показатель перинатальной смертности – на 33,0 процента, ранней неонатальной смертности – на 54,5 процента. В 2005 году показатель материнской смертности составил 7,6 промилле (в Российской Федерации – 25,4; в Приволжском федеральном округе – 22,9).

Внедрение современных методов профилактики внутриутробного инфицирования, своевременной диагностики и санирования беременных позволило пролонгировать беременность до оптимальных сроков родоразрешения у 97,4 процента женщин, в 2,5 раза снизить перинатальную заболеваемость и смертность. Благодаря последовательной и целенаправленной деятельности учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям в 2005 году младенческая смертность составила 7,8 на 1000 родившихся живыми, перинатальная – 8,1 на 1000 родившихся живыми и мертвыми. Увеличение выживаемости детей, прежде всего, связано с совершенствованием системы выхаживания новорожденных в родовспомогательных учреждениях, созданием отделений реанимации и интенсивной терапии, оснащенных современным медицинским оборудованием, повышением качества профессиональной подготовки медицинских кадров.

Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Остается высокой заболеваемость беременных женщин болезнями мочеполовой системы, сохраняется тенденция роста акушерских осложнений. Количество нормальных родов составляет только 35 процентов от их общего количества.

Анализ результатов профилактических осмотров, проведенных в 2005 году, свидетельствует о росте отклонений в состоянии здоровья детей. Общая заболеваемость детей в 2005 году составила 2236,3 на 1000 детского населения. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, а также болезни глаза и костно-мышечной системы. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что с возрастом у детей четко прослеживается процесс «накопления» хронической патологии.

Дети школьного возраста в Чувашии составляют около 70 процентов всего детского населения, более половины из них имеет различные функциональные нарушения и хронические заболевания, темпы прироста которых за период школьного обучения достигают 20 процентов, а частота хронической патологии возрастает в 1,5 раза. К моменту окончания школы почти четверть детей страдает близорукостью, каждый 20-й старшеклассник имеет патологию костно-мышечной системы. Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей, которые не компенсируются уроками физической культуры, выявляются у 80 процентов школьников и способствуют росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы.

Не уменьшается число юношей, имеющих по состоянию здоровья ограничения к военной службе. По данным результатов медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, за последние пять лет показатель годности призывников снизился с 72,8 до 70,6 процента. Анализ структуры заболеваний, послуживших причиной освобождения граждан от военной службы по состоянию здоровья, показывает, что первое место занимает патология костно-мышечной системы (30,3 процента). С учетом сложившейся негативной тенденции ухудшения качества здоровья лиц допризывного возраста важным направлением в деятельности лечебно-профилактических учреждений следует считать организацию реабилитации 15-16-летних юношей до их первоначальной постановки на воинский учет, а также проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, в случае необходимости, с лицами, поставленными на воинский учет.

В целях организации работы по социальной поддержке семей, находящихся в социально опасном положении, а также детей «группы риска» на территории Чувашской Республики созданы и функционируют 12 учреждений социального обслуживания семьи и детей (из них: 10 являются специализированными, 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, 1 детский дом для умственно отсталых детей) и 6 отделений по работе с семьей и детьми при центрах социального обслуживания населения. Существующая сеть социозащитных учреждений для детей не позволяет организовать работу на должном уровне.

Несмотря на принимаемые меры, существует такое явление, как скрытое социальное сиротство, приводящее к уходу детей из семьи и, как следствие, пополнению ими числа безнадзорных детей. Если в 2004 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли реабилитацию 703 безнадзорных ребенка, то в 2005 году их количество составило 1071. В Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в г. Чебоксары в 2005 году были доставлены 183 подростка, совершивших общественно опасные деяния.

В органах социальной защиты населения создан и поддерживается в актуальном состоянии банк данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной реабилитации. На 1 июля 2006 г. в 4125 семьях, находящихся в социально опасном положении, проживали 6925 детей, что несколько ниже показателей 2005 года. Снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, произошло в результате активной работы по социальной реабилитации этих лиц, оказанию им необходимой помощи в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

В результате проводимых комплексных мероприятий в первом полугодии 2006 года удалось добиться некоторых позитивных результатов по предупреждению правонарушений в подростковой среде. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 7,1 процента (с 901 до 837), доля детской преступности снизилась на 0,9 процента (с 9,1 до 8,2) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Вместе с тем на территории 15 муниципальных районов и городских округов доля детской преступности выше среднереспубликанской. Требуется совершенствование работы по профилактике семейного насилия, решению проблем несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний, бывших воспитанников детских домов.

Остается острой проблема наркомании и токсикомании среди детей, подростков и их родителей. В целях своевременного выявления среди несовершеннолетних лиц, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и другие психоактивные вещества, и проведения комплекса профилактических мероприятий необходимо усилить межведомственное взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В Чувашии функционируют 8 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 6 учреждений в системе образования и 2 – в системе здравоохранения.

Вместе с тем не снижается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно выявляемых органами опеки и попечительства. Всего в Чувашской Республике проживают 5299 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2005 году выявлены 913 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 55 детей больше, чем в 2004 году (858). Из 913 детей, оставшихся без попечения родителей, 572 ребенка отобраны у родителей по решению суда. Из общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 719 воспитываются в интернатных учреждениях. Дети, проживающие в них, лишены семейного окружения, и большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни, испытывают трудности с устройством на работу, получением жилья. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, только 10 процентов выпускников интернатных учреждений удачно устраиваются в жизни, что диктует создание государственной системы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы в Чувашии получила развитие семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2006 г. в семьях опекунов (попечителей) проживали 2911 детей (в 2005 году – 2843), усыновителей – 1019 (в 2005 году – 988), в 73 приемных семьях – 133 ребенка (в 2005 году – в 56 приемных семьях 98 детей). Получила распространение передача детей в семьи граждан на период летних каникул (временный патронат). Увеличилось количество детей, проживающих в замещающих семьях. Такая форма работы с указанной категорией детей позволяет сократить число воспитанников интернатных учреждений и уменьшить количество детских домов и школ-интернатов.

Необходимо усилить внимание к проблемам детей-инвалидов, к их социально-бытовой, педагогической, медицинской реабилитации, следует активизировать работу по восстановлению способностей детей-инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

В Чувашской Республике проведена работа по формированию сети специализированных учреждений социальной реабилитации детей-инвалидов. С 2005 года начало функционировать республиканское государственное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Для создания комплексной системы реабилитации детей-инвалидов, включающей медицинскую, профессиональную, социальную реабилитацию, психолого-педагогическую коррекцию, необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования, в том числе строительство второй очереди Республиканского центра восстановительного лечения, реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости комплексного решения проблем детства, привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях предупреждения социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, создания условий для физического, нравственного и интеллектуального развития детей и подростков, защиты их прав, охраны, сохранения и укрепления здоровья матери и ребенка, принятия мер по социальной поддержке и улучшению положения семей.

Выполнение Программы обеспечит целенаправленное межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур в рамках осуществления государственной политики в области защиты прав детей и подростков, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Государственная поддержка хода реализации Программы позволит улучшить положение детей в Чувашской Республике.

II. Цели, задачи и сроки реализации Программы

Целью Программы является создание благоприятных условий для жизнедеятельности и всестороннего развития детей, обеспечения их прав и законных интересов, социальной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Достижение указанной цели будет осуществляться в рамках реализации входящих в Программу подпрограмм «Здоровое поколение» и «Дети и семья».

Целью подпрограммы «Здоровое поколение» является создание условий для сохранения, восстановления и укрепления здоровья матерей и детей.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей;

профилактика заболеваемости, инвалидности и смертности в детском возрасте.

Подпрограмма «Дети и семья» разработана с целью защиты и улучшения положения семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

совершенствование системы профилактической работы по предупреждению социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

проведение эффективной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и их социальной адаптации в обществе;

развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников интернатных учреждений;

обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество.

Срок реализации Программы – 2007-2010 годы.

III. Система программных мероприятий

Программа включает в себя 2 подпрограммы – «Здоровое поколение» и «Дети и семья», которые содержат мероприятия, скоординированные по срокам, ресурсам и исполнителям.

В рамках подпрограммы «Здоровое поколение» предусмотрены следующие мероприятия:

повышение эффективности оказания акушерской и неонатальной помощи за счет внедрения передовых лечебно-диагностических технологий;

внедрение новых организационных форм медицинского обслуживания и реабилитации в систему охраны здоровья матери и ребенка;

совершенствование здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях;

укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации медицинских кадров;

совершенствование информационных технологий в области охраны здоровья матери и ребенка.

В рамках подпрограммы «Дети и семья»

определены скоординированные действия по трем направлениям – «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Семья с детьми-инвалидами». «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

информационно-методическое обеспечение;

развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

создание условий для эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

создание условий для духовного и физического развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

«Дети-сироты»:

информационно-методическое сопровождение работы по профилактике социального сиротства;

совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

«Семья с детьми-инвалидами»:

профилактика детской инвалидности;

совершенствование информационно-аналитического и организационно-методического обеспечения работы по социальной поддержке детей-инвалидов;

социальная интеграция и профессионально-трудовая реабилитация детей-инвалидов;

развитие сети специализированных учреждений для детей-инвалидов и укрепление их материально-технической базы;

организация переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами.

Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению государственными заказчиками исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней.

V. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:

усилить профилактическую и лечебно-диагностическую направленности служб родовспоможения и детства;

сохранить и укрепить здоровье матери и ребенка;

стабилизировать:

коэффициент показателей младенческой смертности на уровне не выше 9,0 промилле на 1 тыс. родившихся живыми, материнской смертности – 9,0 на 100 тыс. детей, родившихся живыми;

интенсивный показатель первичного выхода на инвалидность детей в возрасте 0-17 лет (включительно) на 10 тыс. детского населения на уровне 28,5;

увеличить:

удельный вес детей 1 группы здоровья в общем числе детей на 4 процента;

удельный вес детей-инвалидов, охваченных реабилитационными услугами в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем числе детей-инвалидов до 8,4 процента;

удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем числе безнадзорных и беспризорных детей на 20 процентов;

процент охвата несовершеннолетних, состоящих на учете в органах милиции, занятиями физкультурно-спортивной направленности до 67;

количество несовершеннолетних, трудоустроенных в свободное от учебы время, до 13900 человек;

долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 88 процентов;

снизить:

долю преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве преступлений до 8,7 процента;

количество осложнений родов и послеродового периода до 730 случаев на 1 тыс. родов;

количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, путем развития семейных форм устройства указанных категорий детей.

Оценка реализации Программы будет осуществляться по показателям, приведенным в табл. 1.

Таблица 1

Показатели эффективности реализации Программы

Показатели

Факт.

Прогноз

2005 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

      Разделы

      Интересное

      Уровень и качество жизни
      Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
      Уровень жизни России
      Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
      Общественное мнение
      Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
      Copyright @2019, SocioCITY.ru. |