Демографические проблемы и пути их решения в Российской Федерации

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

В 1897 г., когда население Российской империи составляло 128,2 млн. человек, демографические прогнозы того времени отмечали, что при отсутствии войн и кризисов, общая численность населения России к середине XX в. может приблизиться к 350 млн. человек.

На 1 января 2006 года население Российской Федерации составило 142,7 млн. человек, сократившись с 1993 года на 4 процента, или на 5,8 млн. человек. Если такая тенденция сохранится, к 2050 году постоянное население страны убудет на 20 млн. человек и составит 121 ,2 млн. Некоторые эксперты ООН предрекают еще более суровый сценарий, согласно которому население России к середине текущего столетия не превысит 100 млн. человек и остро встанет проблема депопуляции многих регионов.

Простое воспроизводство населения обеспечивается в том случае, если поддерживается статистический показатель 2,15 рождений на одну женщину. В последние годы существования СССР этот показатель составлял 1,9, в сегодняшней России - 1,3. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.

Только 7 процентов российских семей воспитывают по три ребенка и более, 28 процентов по два, 65 процентов - по одному. Значительно сужается репродуктивный период. Все чаще появление первого ребенка происходит, когда женщина достигает 28-летнего возраста, когда в организме уже начинается накопление негативных факторов, напрямую влияющих на здоровье потомства: неблагополучная экология, стрессы, перенесенные болезни и т.д. И все чаще репродуктивный период ограничивается всего двумя годами: после 30 лет женщины рожать перестают.

Опросы молодежи демонстрируют «угасание потребности индивида и семьи в детях». Среди однодетных только 33 процента семей хочет иметь второго ребенка, среди двухдетных только 7 процентов думают о рождении третьего, однако и эта заявленная потребность реализуется лишь на четверть. Сегодняшнее поколение юношей и девушек, если их намерения не изменятся, будут иметь в два-три раза детей меньше, чем поколение их родителей. И это самый точный прогноз рождаемости. В больших городах эта тенденция проявляется еще резче. Москва, например, лет на 15 опережает страну в демографическом поведении. Еще в 1978 году 7 процентов семей хотели третьего ребенка, а сейчас таких осталось только 3,1 процента.

Падение рождаемости происходит на фоне неуклонного снижения продолжительности жизни, начавшегося с 1960-х годов. В начале 90-х годов кривые смертности и рождаемости в стране пересеклись. С этого времени фактически началось вымирание населения. Каждый год нас становится меньше на 850 тысяч человек.

Приведет еще несколько неприятных факторов, характеризующих современную демографическую ситуацию:

§ сегодня темп убыли численности населения в Российской Федерации составляет 0,5 % в год;

§ общий коэффициент рождаемости в России - низкий {9,1 %0) а общий коэффициент смертности (15,6 %0) - один из самых высоких в мире (такой же уровень смертности наблюдается в некоторых слаборазвитых государствах Африки);

§ суммарный коэффициент рождаемости (1,17) один из самых низких на планете;

§ с 1987 по 1996 г. в стране родилось на 6 млн. меньше детей, чем за предыдущие 10 лет;

§ сокращается доля детей и подростков в возрасте до 16 лет, усилился процесс старения нации;

§ сокращается ожидаемая продолжительность жизни населения (в 1970 г. она была равна 68,93 годам, а в 2001 г. - 65,29).

§ в 1985 г. каждый 20-й юноша призывного возраста по состоянию здоровья был не способен служить в армии, а в 1996 г. — уже каждый третий; такая ситуация отмечалась и в 2002 г.;

§ 90% школьников больны разными заболеваниями, в том числе, и хроническими; 70% рожениц больны и рожают детей с родовыми травмами;

§ коммерциализация здравоохранения и сферы распределения лекарств грозит обострением санитарно-эпидемиологической обстановки и угрозой распространения массовых заболеваний (малярии, дифтерии, холеры, туберкулеза и венерических заболеваний);

§ от алкогольного отравления страдает и умирает значительная часть мужского населения в активном трудоспособном возрасте. В 1994 г. Россия почти в два раза превысила опасный предел употребления алкоголя: на душу населения пришлось 14—15 литров чистого алкоголя против 8 литров, которые оцениваются экспертами Всемирной организации здравоохранения как уровень, превышение которого угрожает сохранению генофонда страны;

§ обострилось положение семьи, ухудшились условия реализации ее социальных функций - репродуктивной, содержания и социализации детей. В настоящее время среди семей, имеющих детей, доля бедных составляет около 50 %, среди молодых семей - более 60 %, среди многодетных семей - почти 90 %. В активной социальной защите нуждается 70 % населения.

С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7—0,9 млн. человек в год).

За последние годы численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов Российской Федерации. Естественный прирост населения в 2005 году был отмечен лишь в 15 субъектах Российской Федерации, в число которых входят некоторые субъекты Российской Федерации, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия.

Естественное движение населения Российской Федерации

(на 1000 чел. населения)

Годы

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост населения

1970

14, 6

8.7

5.9

1980

1 5 ,7

9.8

4.9

1 990

1 3 .4

1 1 .2

2,2

1995

9,3

1 5.0

- 5,7

1998

8.8

1 3,6

- 4,8

1999

8.3

1 4,7

- 6.4

2000

8,7

1 5 ,4

- 6.7

2001

9,1

I 5 .6

- 6.5

2005

8,5

16,1

- 7,6

По сравнению с 1990 голом количество зарегистрированных браков в 2005 году снизилось почти на треть. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака, распространенность юридически не оформленных браков привела к тому, что в 2005 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака.

Причиной депопуляции в Российской Федерации также является высокая смертность. В последние годы рост числа умерших отмечался в 78 субъектах Российской Федерации.

Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80 процентов составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности среди женщин, и в два - четыре раза выше аналогичного показателя в развитых странах.

Стабильно высокими сохраняются показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза, болезней органов дыхания, системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (включая отравления алкоголем и автотранспортные травмы), а также в результате убийств и самоубийств.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 году — 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. При сохранении имеющегося на сегодня уровня смертности населения из числа россиян, достигших в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58 процентов мужчин.

Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В 1998 году в стране впервые было зарегистрировано людей пенсионного возраста на 110 тыс. больше, чем детей и подростков в возрасте до 16 лет. На сегодня в стране. лиц пенсионного возраста больше чем детей. В половине субъектов Российской Федерации доля детей и подростков составляет менее пятой части населения.

Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обусловливают высокие показатели материнской (44,2 случая на 100 тыс. родившихся), перинатальной смертности, мертворождаемости (7,2 случая на 1000 родившихся).

Негативные явления в демографической и социальной сфере во многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране.

И еще один факт хотелось бы отметить. Представителей титульной нации - русских при этом вымирает больше, чем представителей других национальностей страны, - это статистический факт. При сокращении населения Российской Федерации с 1989 по 2002 год на 1,3 процента убыль русских составила 4 млн. (со 120 до 116 миллионов), или 3,35 процента. Однако, эти цифры отражают происходящее далеко не в полной мере. Со времени распада СССР из ближнего зарубежья в Россию прибыло около 3 млн. русских. Кроме того, при последней переписи населения, когда графа «национальность» заполнялась по собственному усмотрению и исключительно по желанию, огромное количество представителей других национальностей записались русскими - например, проживающие в России 1,2 млн. украинцев. (То же самое, кстати, происходит и в других государствах: на Украине 1,8 млн. русских превратились в украинцев). И если учесть эти цифры, то убыль русского населения составит уже не 4, а 9 млн. человек. К тому же не надо забывать, что за одно поколение треть русских вступает в смешанные браки. В многонациональной и традиционно толерантной стране постоянно шел непрерывный процесс смешения наций.

В 90-е годы внешняя миграция играла существенную роль, восполняя численность населения Российской Федерации, равную естественной убыли. Однако в последние годы устойчивое сокращение иммиграции в Россию из государств — участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы и Эстонии привело к тому, что в 1995— 1999 годах миграционный прирост населения компенсировал естественную убыль населения только на 45 процентов, а в 2000 году — менее чем на четверть.

Вследствие изменения внутренних миграционных потоков в течение 90-х годов сокращалась численность населения северных и восточных регионов России. За 1992—1999 годы районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн. человек, или 8,5 процента населения.

Серьезной проблемой с точки зрения национальных интересов Российской Федерации является эмиграция населения. Если до середины 80-х годов численность выезжающих на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек, то в 1990 году она превысила 100 тыс. человек и в последующие годы удерживалась на этом уровне. В последние годы этот процесс стал сокращаться.

Анализ демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению.

Так, общее сокращение численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению.

Из 30 малочисленных народов Севера с 1995 года сократилась численность 21, наблюдается резкое снижение рождаемости, значительный рост смертности, средняя продолжительность жизни на 10-15 лет ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

В сельской местности Центральной России уменьшается численность населения, при этом увеличивается доля лиц старшего возраста. Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение его численности, а также старение населения. По прогнозам Государственного комитета Российской Федерации по статистике, население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом 2001 года на 10,4 млн. человек, или на 7,2 процента, и составит 134,4 млн. человек, а численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, почти в два раза превысит численность лиц, достигших 16 лет.

Такое изменение возрастной структуры населения потребует большей эффективности функционирования учреждений социальной зашиты населения, здравоохранения, соответствующих мер по обязательному социальному страхованию.

Таким образ, мы видим, что по всем основным демографическим показателям современная ситуация в России очень и очень тревожна. Активное вмешательство в регулирование демографическими процессами было необходимо еще в 90 – е годы прошлого века. Органам власти, ответственным за решение демографических проблем необходимо в ближайшее время активно вмешаться в процесс управления демографическими процессами. Многие страны раньше нас приступили к активному контролю за демографической ситуацией, причем многие из них уже достигли существенных результатов. И для нас было бы очень полезно изучить накопленный опыт этих стран.

Изучение зарубежного опыта социально-демографической и семейной политики

В настоящее время социально-демографическая политика в различных формах проводится во многих странах мира, Ее содержание, цели, масштабы, методы осуществления неодинаковы в каждой стране, поскольку существенно различаются и демографическое состояние, и тенденции социально-экономического развития стран. В некоторых европейских странах широко реализуются ежемесячные, систематически растущие выплаты на детей.

Сравнение систем детских пособий выявило их принципиальное отличие. В странах Северной Европы они имеют универсальный характер — пособие получают все семьи, имеющие детей, вне зависимости от каких-либо условий. В Канаде тоже действует универсальный подход. В США пособия получают семьи с детьми, имеющие доход ниже черты бедности. Однако отношение к универсальному подходу в выплате детских пособий становится предметом серьезных дискуссий в парламентах многих стран. Постепенно многие государства отказываются от универсальности детских пособий и направляют свою поддержку только наиболее нуждающимся семьям. В то же время наблюдается расхождение в реальной помощи семье между странами, принявшими на себя полную ответственность за поддержку семьи путем обеспечения минимального гарантированного дохода (страны Европы), и государствами, ограничившими свою роль до минимальной поддержки (Российская Федерация, США). Особое внимание со стороны государства уделяется неполным семьям. В настоящее время растет их число во всех странах мира, что способствует тому, что среди малоимущих преднамеренно не регистрируются браки и совершаются фиктивные разводы с целью получения дополнительного дохода.

Существуют значительные отличия между странами в размере пособия. Самые высокие пособия на ребенка выплачиваются в Норвегии, самые низкие - в России. Всякая политика в области рождаемости включает в себя меры и по стимулированию брачности и укреплению семьи в форме различного рода пособий и льгот для молодоженов, предоставлению кредитов молодым семьям.

Возможность направленного воздействия общества на демографические процессы подтверждает опыт некоторых стран Европы (Франции, Австрии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии и др.), где в последние годы активно проводилась социально-демографическая политика, направленная на повышение рождаемости. Эти меры способствовали ослаблению тенденций падения рождаемости и росту числа вторых и, в меньшей степени, третьих детей в семьях, повышению престижа материнства в этих странах, снижению заболеваемости и смертности, росту материального благополучия семей с детьми. Цели и методы демографической политики различаются по странам достаточно существенно и во многом определяются историческими особенностями развития государств.

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 1930 - 40-х гг. и некоторые страны Европы приступили к осуществлению мер по стимулированию рождаемости.

В Бельгии, особенно во Франции, где долгое время были ощутимы последствия очень низкой рождаемости, в первые послевоенные годы введены на государственном уровне меры поощрения рождаемости. Росту рождаемости способствовали, например, денежные выплаты (семейные пособия) и различные льготы для семей с двумя и тремя детьми.

В связи с низким уровнем рождаемости, в Германии

в последние годы стали активизировать поощрительные меры в отношении третьего и четвертого ребенка. Если суммировать все семейные льготы на семью с двумя детьми, то по ним до 1981 г. среди развитых стран ФРГ занимала одно из последних мест: относительно к среднему доходу семьи они составляли всего 4%, против 14% в Австрии, 15% - в Бельгии и 17% во Франции. По новой системе льгот с 1988 г. при выплате пособий на ребенка в Германии акцент делался на поощрение рождения третьего, четвертого и пятого ребенка. Кроме того, семьям с детьми увеличена необлагаемая подоходным налогом сумма семейного дохода, предоставляются льготы при покупке домов. За каждого рожденного ребенка женщине прибавляется год рабочего стажа при начислении пенсии. Все услуги, направленные на усиление финансовой поддержки семей, были улучшены значительно с 1998 г.: выросли пособия на детей до 154 евро ежемесячно на первого и второго ребенка. Благодаря налоговой реформе изменено налогообложение семей: с 2002 г. родители могут получить налоговые льготы на расходы, связанные с заботой о детях. Базисная сумма на ребенка, не подлежащая налогообложению, была увеличена до 3648 евро. Таким образом, в 2002 г. у семьи со средним достатком имеется на счете примерно на 2000 евро больше, чем в 1998 г. Новый закон о частичной занятости, согласно которому работающие лица, имеющие детей, имеют право на сокращение рабочей недели, облегчают совмещение работы и семейной жизни. Отпуск в целях воспитания детей называют «родительским временем» и он предусматривает возможность совместного ухода отца и матери за ребенком.

После проведения активной демографической и семейной политики, в середине 1990-х гг. среди стран Западной Европы Франция

имела один из самых высоких СКР {суммарный коэффициент рождаемости) - 1,75 %0 {а в 2002 г. - 1,89 %0). Население увеличивалось ежегодно на 0,3 — 0,4 %. В настоящее время правительство Франции обеспокоено невысоким уровнем рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260 % основной зарплаты на первого и 717 % на каждого последующего ребенка; отпуск по беременности оплачивается в размере 90 % зарплаты. Предоставляются жилищные льготы и ссуды на обзаведение домашним хозяйством, 90 % которых погашается при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции - своеобразный эталон в Западном мире.

В сфере поддержки семьи правительством Франции в последние годы проведены следующие мероприятий:

1. Ежемесячные пособия на детей выплачиваются, начиная со второго ребенка, а при рождении третьего они достигают максимальной величины.

2. Был введен гарантированный минимальный уровень дохода семьи.

3. Введены дотации - их получают семьи с минимальным уровнем дохода и преимущество отдается семьям с тремя детьми.

4. При уплате подоходного налога определенные преимущества отдаются семьям в зависимости от числа детей.

5. Предоставляются единовременные пособия до и после рождения ребенка, которые достигают значительной суммы на третьего ребенка.

6. Установлен размер декретного отпуска в 16 недель, при рождении третьего ребенка время отпуска увеличено в 1,5 раза - до 26 недель.

7. Матерям-одиночкам, воспитывающим детей, предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка.

8. Семьям на обзаведение хозяйством выдаются ссуды. При рождении каждого ребенка часть ссуды погашается. При рождении четвертого ребенка погашается 90% ссуды.

9. Предусмотрена существенная ежегодная компенсация расходов семьи на обучение детей.

10. Матери, имеющие трех детей, автоматически становятся застрахованными в системе государственного пенсионного обеспечения.

11. Создана всеохватывающая система внесемейного воспитания, предусматривающая относительно недорогое пребывание ребенка в частных или государственных дошкольных и школьных учреждениях в течение всего дня.

Проведение таких мероприятий позволило Франции остановить процесс депопуляции в стране. А всеохватывающая система внесемейного воспитания с гарантированным, качественным уходом за детьми в течение всего дня, начиная с детского сада и кончая выпускными классами, позволяет 79 % женщинам в возрасте от 25 до 49 лет, и что самое удивительное, 45 % матерям, имеющим троих детей, работать.

Правительство Великобритании

оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия и льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии растет тревога из-за снижения рождаемости ниже уровня простого воспроизводства. При определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются до 27 лет, если они учатся.

По мнению правительства Италии, изменять демографические тенденции путем «прямого и специфического вмешательства», неприемлемо. Серьезными проблемами считаются старение населения и необходимость улучшения медицинского обслуживания. Одна из целей семейной политики правительства - улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям здесь выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачиваются пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения за последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с «Планом страхования материнства и отцовства», отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком и 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями и правительством; большинство профсоюзов имеют специальные отделы, защищающие интересы семьи. Подобных условий для проведения скоординированной социально-демографической и семейной политики нет ни в одной из других стран Запада.

Правительством Норвегии создан Комитет народонаселения, изучающий тенденции в этой области и направляющий правительству свои рекомендации, с учетом демографических показателей, при разработке вопросов, касающихся рынка труда, школ, семейной политики и здравоохранения. Правительство удовлетворено темпами роста народонаселения; его целью является забота о здоровье граждан, улучшения положения женщин и укрепление роли семьи, а также радикальный подъем качества жизни семей с детьми.

В Финляндии проводится эффективная демографическая политика.. Правительство поощряет рождение третьего и четвертого ребенка, предоставляются субсидии на оплату жилья и его строительство.

В Бельгии уровень рождаемости не обеспечивает простое воспроизводство населения, поэтому государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики. Это: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей и др. Пособия увеличиваются в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет и если он учится, то пособие выплачивается до 25 лет. Единовременное пособие при рождении первого и второго ребенка выдается в три и два раза больше, чем на третьего и каждого последующего.

Правительство Нидерландов считает, что страна перенаселена и проводит политику уменьшения в перспективе числа своих. Социально-демографическую политику координирует Бюро по делам народонаселения и межведомственный комитет по вопросам населения. Пособия на детей выплачиваются ежеквартально, женщинам выплачиваются 100 % зарплаты во время беременности в течение 16 недель, однако величина пособий сокращается.

В Люксембурге число смертей превышает число рождений. Правительством проводится социально-демографическая и семейная политика в целях поднятия рождаемости, при выплате пособий акцент делается на третьего ребенка, выдаются кредиты молодым семьям.

Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размера семьи: пособия на четвертого и пятого ребенка примерно в 10 - 12 раз больше, чем на первого.

В США общегосударственная демографическая политика не проводится. В стране проводится активная социальная и семейная политика, действуют в этом направлении около 80 программ. Эти вопросы решает каждый штат в отдельности по своему усмотрению. Тревогу у американцев вызывает тот факт, что по прогнозам, к 2035 г. качество трудовых ресурсов страны резко понизится, т. к. растет число семей с одним родителем, у которых нет средств на высшее образование и профессиональную подготовку будущего поколения.

Анализ проводимых мероприятий по управлению демографическими процессами в различных странах показал, что единой системы регулирования данными процессами в мире нет. Каждая страна решает данную проблему в соответствии с особенностями социально-экономического развития. Однако пример ряда стран, в первую очередь Франции, может быть полезен для организации эффективной демографической политики на территории России.

Современное развитие демографических процессов в Чувашской Республике

За последнее десятилетие численный состав населения Чувашской Республики неуклонно сокращался, в то время как компоненты движения населения (рождаемость, смертность, миграция, административно-территориальные преобразования) в разные годы по-разному формировали показатели численности. Всего за 1990-2005 гг. число жителей республики уменьшилось на 37,9 тыс. человек, или на 2,8%. Городское население за это время увеличилось на 11,3 тыс. человек, или на 1,4%, сельское население - сократилось на 49,2 тыс. человек, или на 8,8%.

Тенденция снижения рождаемости характерна как для городской, так и для сельской местности. Причем в городской местности снижение происходит более быстрыми темпами: показатель рождаемости в расчете на 1000 человек населения в городской местности в 2001 году был на 44,0 % ниже уровня 1990 года, в сельской - на 40,4%. Начиная с 2002 года в динамике показателей рождаемости в республике наметилась положительная тенденция. В 2004 году, по сравнению с 2001 годом рождаемость увеличилась соответственно в 1,2 раза и 1,1 раза. В 2006 году уровень рождаемости составил 10,3 человека на 1000 (в 2005 году этот показатель составлял 10,1). В городах. и поселках городского типа данный показатель меньше на 0,1, в сельской местности – больше на 0,5. Всего в 2006 году в республике родилось 13230 человек. Умерло же за этот период 18838. Количество умерших превысило родившихся на 42,4 %. Естественная убыль наблюдается во всех районах Чувашии. Исключением являются лишь Чебоксары. Наибольшая убыль населения наблюдается в Алатырском, Красночетайском, Шумерлинском, Порецком, Марпосадском и Козловском районах.

В сельской местности он выше в 1,7 раза чем в городской.

Перспектива демографического развития общества во многом предопределяется половозрастной структурой населения. Для республики в текущем десятилетии благоприятным является факт стабильно высокой доли женщин фертильного возраста (15 - 49 лет). На начало 2005 года в республике проживало 368,8 тыс. женщин этой возрастной категории, в том числе в городской местности -253,2 тыс. (68,7 %) и в сельской - 115,6 тыс. (31,3 %). Против 1990 года численность женщин фертильного возраста увеличилась на 45,8 тыс. человек. Доля женщин этих возрастов в общей численности женского населения увеличилась с 44,7 % в 1990 году до 52.8 % в 2004 году. Однако, в 2004 году на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет родилось лишь 37,2 детей против 65,4 детей в 1990 году.

Неблагоприятно сказывается на ситуации с рождаемостью развитие положения с брачностью населения. Брачность - один из процессов естественного движения, активно влияющий на воспроизводство населения. В динамике брачности последнего десятилетия можно выделить два периода: с 1990 года падение показателя брачности до низкого значения до 1996 года (5,3 на 1000 населения); с 1997-2004гг. показатели брачности отмечают тенденцию к росту. В 2004 году по сравнению с 1990 годом число ежегодно регистрируемых в органах ЗАГС браков сократилось на 4,2 тыс. пар, а коэффициент брачности снизился до 6,0 брака в расчете на 1000 жителей против 9,0 в 1990 году.

Число браков и разводов на 1000 жителей

Откладывание вступления в брак и рождений сопровождается распространением добрачных сожительств и неоформленных юридически браков. Растет удельный вес детей, родившихся вне зарегистрированного брака.

В отличие от тенденции падения общей рождаемости внебрачная рождаемость продолжает расти. По сравнению с 1990 годом увеличились и абсолютное число и удельный вес родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, соответственно на 1099 человек (на 48,4 %) и на 13,8 пункта.

Второй составной частью естественного движения является смертность населения. В 2004 году по сравнению с 1990 годом число умерших увеличилось на 5826 человек (на 43 %).

С 1995 года наметились некоторые позитивные сдвиги в снижении смертности населения республики. Но, с 1999 года она стала увеличиваться и в 2003 году наблюдался самый высокий уровень смертности (15,3 умерших на 1000 населения). В 2004 году зарегистрировано некоторое ее снижение, тем не менее смертность остается весьма высокой - 14,9 умерших из каждой 1000 населения против 10,1 в 1990 году. Уровень смертности в 2006 году составил 14,6 человек на 1000 (в 2005 году он был равен 15,2). Во всех районах и городах республики, за исключением городов Чебоксары, Новочебоксарск и Канаш коэффициент смертности населения превышает среднереспубликанский уровень.

Как и рождаемость, смертность во многом определяется возрастной структурой населения. Из общего числа умерших 68,4 % (более 13 тыс. человек) - лица в возрасте старше трудоспособного, а эта возрастная категория в отдельных районах с высокой смертностью составляет свыше 30 %) населения.

По сравнению с предыдущим годом, из основных групп причин общей смертности населения произошло уменьшение смертности от болезней системы кровообращения, болезней органов дыхания и пищеварения, несчастных случаев, отравлений и травм.

Существенно снизилась, но, тем не менее, осталась на втором месте смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (включая убийства и самоубийства), продолжая опережать смертность от новообразований. Сохраняется высокая смертность населения от болезней системы кровообращения (50,7 % всех умерших). Доля умерших от несчастных случаев, отравлений и травм составила 18,5 %, новообразований - 9,9 %), болезней органов дыхания - 9,0 %.

В 2004 году от неестественных случаев, отравлений и травм скончалось 3578 жителей республики. Из числа погибших от неестественных причин смерти 28,0% составили умершие от самоубийств и самоповреждений. Растет число умерших от самоубийств в старших возрастных группах. Если в 1990 году покончили жизнь самоубийством 82 человека в возрасте 60 лет и старше, в 1995 году - 102, в 2000 году - 152, в 2003 году - 135, то в 2005 году - 129 человек. От убийств погибло 296 жителей республики.

По сравнению с 1990 годом возросла смертность от всех основных групп причин смерти, в наибольшей степени – от болезней органов пищеварения и от инфекционных и паразитарных заболеваний соответственно в 2,8 и 2,2 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм в 1,7 раза, системы кровообращения – 35,7%, органов дыхания – 33,9%, от новообразований – на 20,6%.

Умершие по основным классам причин смерти

(в процентах к общему числу умерших

)

1990 2004

1 - болезни системы кровообращения

2 - инфекционные и паразитарные болезни

3 - несчастные случаи, отравления и травмы

4 - болезни органов пищеварения

5 - болезни органов дыхания

6 – новообразования

В 2004 году в трудоспособном возрасте умерло 5808 человек. Их удельный вес среди всех умерших уменьшился с 23,7 % в 1990 году до 30,0 % в 2004 году. Более 80 % умерших в трудоспособном возрасте составляют мужчины. Почти каждый второй умерший – в трудоспособном возрасте (46,4 %). Среди умерших женщин этот показатель почти в 4 раза меньше (11,7 %) мужчин. Смертность мужчин растет более быстрыми темпами, по сравнению с 1990 годом уровень смертности мужчин увеличился в 1,8 раза, женщин - на 24,8 %.

В 2005 году наблюдается увеличение смертности. За январь – октябрь 2005 года в республике умерло 16438 человек, что в 1,5 раза превысило число родившихся. По сравнению с тем же периодом 2004 года число умерших увеличилось на 467 человек (на 2,9 %).

Преобладающим среди причин смерти населения в трудоспособном возрасте остаются несчастные случаи, отравления и травмы, от которых скончалось 43.6% трудоспособных граждан, из них 563 человека - от самоубийств и самоповреждений, 514 - от случайного отравления алкоголем, 277 - от транспортных происшествий. 215 - от убийств. При этом наиболее критической является ситуация со смертностью трудоспособных мужчин.

Превышение уровня смертности мужчин над уровнем смертности женщин значительно во всех возрастных группах. Наиболее выражено это соотношение в возрастах 30-39 лет (в 4,7 раза), в возрастных группах 40-49 лет и 20-29 - соответственно по 4,3 и 4,5 раза. В дальнейшем с увеличением возраста эта разница убавляется и достигает 31,0 % в возрасте 70 лет и старше, о чем свидетельствуют показатели повозрастной смертности населения в расчете на 1000 населения.

Смертность мужчин растет более быстрыми темпами, по сравнению с 1990 годом уровень смертности мужчин увеличился в 1,8 раза, женщин - на 24,8%. Снижение уровня смертности произошло в возрастной группе 0-9 лет мужчин и женщин (соответственно на 26.1 % и 29,4 %), в возрасте 10-19 лет смертность мужчин снизилась - на 11,1 %, у женщин - увеличилась - на 25,0 %. В старших возрастных группах произошел рост смертности. Особую тревогу вызывает то, что люди стали умирать более молодыми. Более всего возрос показатель смертности мужчин в возрастах 30-59 лет (в среднем в 1,8 раза), а у женщин в возрасте 20-39 лет (в среднем в 1,4 раза).

Одним их индикаторов, отражающих состояние здоровья населения и развитие здравоохранения, является младенческая смертность. В 2004 году от различных заболеваний, травм и отравлений в Чувашии умерло 126 младенцев, не дожив до одного года, или 9,3 ребенка в расчете на 1000 родившихся живыми (в 1990 году - 13,6, в 1995 году - 16,1). В 2006 младенческая смертность составила 9,1 на 1000 рожденных живыми (120 младенцев) увеличился на 16,7 % по сравнению с 2005 годом. Как и в предыдущие годы, главными причинами младенческой смертности является врожденные аномалии развития (30,2 % всех умерших младенцев в возрасте до 1 года), от состояний, возникающих в перинатальном периоде (42,1 %), болезней органов дыхания (3,2 %).

Обобщающую характеристику уровня смертности во всех возрастах дает показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении (среднее число лет, которое прожили бы родившиеся в данном году при сохранении на протяжении их жизни современного уровня смертности в каждом возрасте).

Динамика продолжительности жизни при рождении в республике выглядит так: за 1990 год она была на уровне 70 лет, дальнейший период до 1995 года был отмечен ее снижением до 66 лет, а затем некоторым ростом до 1998 года (69 лет). Начиная с 1999 года начался новый этап снижения в 2004 году до 66 лет.

В 2004 году продолжительность жизни при рождении женщин была на 13,2 года больше, чем у мужчин (соответственно 60.0 лет у мужчин и 73,2 года - у женщин).

Следует отметить, что показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в Чувашской Республике мужчин и женщин в 2004 году соответственно на 1,1 и 0,9 года был выше, чем в среднем по России (58,9 и 72,3 лет) и соответственно на 1,4 и 0,6 лет выше, чем в целом по Приволжскому федеральному округу (58,6 и 72,6).

На изменение возрастной структуры населения оказывают влияние прошлые и будущие тенденции рождаемости и смертности. На начало 2005 года средний возраст населения Чувашии составил 37,43 лет, мужчин и женщин - соответственно 34,92 и 39.59 лет. За последнее десятилетие население республики постарело на 4 года.

За 1990-2005 гг. доля пенсионного возрастного контингента в общей численности населения республики увеличилась на 7,8 пункта. В сельской местности граждане старше трудоспособного возраста составляют 25,2%, в городских поселениях - 15,8%.

Таким образом, демографическая ситуация в республике характеризуется падением рождаемости, повышенным уровнем смертности и обусловленной ими естественной убылью населения. Хотя если сравнивать показатели по республике со среднероссийскими нужно отметить, что в Чувашии демографическая ситуация менее проблематична чем во многих регионах

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |